Главная » 2009 » Сентябрь » 27 » «Пеликаны-2009» оценили установочный семинар в преддверии «Учителя года России» на «отлично»
00:38
«Пеликаны-2009» оценили установочный семинар в преддверии «Учителя года России» на «отлично»

Можно только гадать, насколько труден был конкурс «Учитель года СССР» для первых «пеликанов». Тогда, 20 лет назад, слетевшиеся в Москву на зов «Учительской газеты» педагоги из республик Советского Союза чувствовали себя первооткрывателями. Что такое конкурс? — гадали они. Невиданные испытания, незнакомые дети на уроках, знаменитые эксперты в жюри, конкуренты, которые дышат в затылок? Оказалось, что конкурс — это прежде всего друзья и общение, о котором после закрытия вспоминаешь долгие годы. С тех пор каждый новый «набор» конкурсантов открывает для себя нехитрую формулу конкурсного братства. И проходит заново непростой путь — погружение, обучение здесь и сейчас, попытка показать наработанное за многие годы... В этом году учителям так же непросто, как и первым «пеликанам», — новые правила, испытания, требования. И если бы не установочный семинар, который в этом году подготовила и провела «Учительская газета», подготовиться к конкурсу было бы совсем нереально.

«Пеликаны-2009» оценили установочный семинар в преддверии «Учителя года России» на «отлично» Кто мы?

Пусть этот вопрос вас не удивляет, как не удивил он участников конкурса «Учитель года России-2009». В первый же день семинара им предложили «сориентироваться на местности». Разбившись на группы, учителя должны были ответить на вопросы: «Кто мы?», «Где мы?», «Что мы здесь делаем?» и «Зачем нам это нужно?». Конечно, представление групп было шуточным, но все же составленные на скорую руку тексты отражают дух, задор, а также вполне серьезные цели и намерения.

Группа «Сибирь», целиком состоящая из дам, выкликнула весело: «Кто мы? Мы сибирячки, обладающие повышенной жизнестойкостью и морозоустойчивостью, выживающие при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. Мы все женщины, мы все мамочки... Ну и учителя, хотя и разных предметов. Волею судьбы мы оказались в замечательном месте, в кругу друзей и единомышленников.

Зачем мы здесь? Обрести новых друзей — от Сахалина до Сочи. Особенно в Сочи, потому что скоро Олимпиада. Наше кредо: победа — это усилие, усилие — это воля, воля — это сила и смелость. А кто не хочет быть смелым? Кто не хочет быть сильным?»

Группе «Сердце России», в которой оказались представили центральных регионов, повезло — женскую компанию «разбавил» один мужчина. Получилась вот такая речовка:

«Кто мы? Мы — сердце России, даже мужчина у нас — Владимир Владимирович (речь идет о московском участнике, преподавателе истории Владимире Кружалове).

Где мы? Мы в творческом поиске.

Что мы здесь делаем? Ищем Путь.

Зачем нам это надо? Хотим личностного роста, общения и, конечно, адреналина».

За анекдотами проглядывает философия конкурсанта.

Кто мы? Вечные ученики, вечные учителя.

Где мы? В сердце педагогических новаций, пытаемся сориентироваться. Мы на одной ступеньке мастерства, но карабкаемся вверх. Многие из нас находятся в стрессе. Но мы с ним боремся. Всем нам весело и комфортно.

Что мы здесь делаем? Общаемся, получаем удовольствие, нажимаем на кнопку «резет», переворачиваем мир в себе и вокруг нас. Ищем, учимся, развиваемся, общаемся, активно отдыхаем.

Ну а если совсем серьезно, составить портрет конкурсанта 2009 года очень непросто. Можно лишь отметить, что команда подобралась преимущественно женская, из 71 конкурсанта всего 14 мужчин. Как всегда, больше всего среди региональных победителей филологов, неофициальное второе место занимают преподаватели биологии, химии, экологии, а также истории и обществознания. Немало в этом году и преподавателей иностранных языков. В гордом одиночестве — музыкант, учитель черчения, преподаватель физической культуры, учитель изо.

На этом общие слова заканчиваются, потому что о каждом конкурсанте можно составить целый том в серии ЖЗЛ, каждый — яркий человек и педагог. Один защитил кандидатскую диссертацию с мудреным названием, другой — участник муниципальной инновационной площадки «Олимпийский волонтер-2014». Есть многодетные мамы и многодетные папы. Налицо отличные спортсмены по всевозможным видам спорта. Есть даже солист молодежной вокальной группы и лучший Дед Мороз города... Не менее интересны и те, кто мирно выращивает айву на даче, обшивает и обвязывает всю семью, потрясающе готовит.

Где мы?

Первой и главной задачей семинара было снять страх перед новыми требованиями к участникам финала. Вторая, практическая задача — дать представление о новых испытаниях, в максимально сжатые сроки показать направление, в котором предстоит идти в течение оставшихся месяцев подготовки. Ну и третья, не менее важная — сдружить учителей между собой. Третья задача непосредственно связана с новыми правилами. Одно из конкурсных испытаний — разработка педагогического проекта в группах, оно не оценивается индивидуально, но каждый должен внести в коллективное дело свою лепту, а для этого нужно очень хорошо понимать друг друга.

Команда «Учительской газеты», которую возглавил главный редактор Петр Положевец, построила программу семинара как нельзя более разумно — она охватила все испытания, по каждому заданию вкратце излагалась теория, а затем время отводилось на практические занятия. В качестве лекторов были приглашены лучшие специалисты в своей образовательной тематике и, конечно, победители конкурса прошлых лет. Очень важно, что весь семинар конкурсантов «пестовали» два «пеликана» позапрошлого года — учитель года России-2007 Дмитрий Гущин и учитель года Кубани-2007 Галина Ковтун. Дмитрий — соавтор новых правил проведения конкурса, а Галина — человек, принимающий самое активное участие в конкурсном движении. Кто лучше бывших конкурсантов может понять коллег, помочь им подготовиться к конкурсу?

Рядом была Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», человек, много сделавший для конкурса. В первый день семинара Ирина Георгиевна сказала конкурсантам: «Нам бы хотелось, чтобы установочный семинар прошел в атмосфере особого душевного подъема. Вы приехали на генеральную репетицию совершенно необычного конкурса. Во-первых, двадцатого, юбилейного. Этот конкурс инновационный, экспериментальный. Мы инициировали новые правила. Это не случайно, потому что именно наша газета в 1990 году предложила этот конкурс, и вот двадцать лет спустя мы решили, что надо что-то поменять, чтобы конкурс обрел новые очертания. Во-вторых, юбилей отмечает и наше издание, 3 октября «Учительской газете» исполнится 85 лет».

Что мы здесь делаем?

Раз семинар — это генеральная репетиция конкурса, значит, надо мысленно пройти все этапы конкурса, старательно пытаясь представить себе их отчетливо и ясно, разъяснить все «темные» места, задать все вопросы, наконец, попробовать себя и подкорректировать свое видение конкурсных заданий.

Первый тур

Итак, начинается конкурсная эпопея с «Методического семинара». Задача — представить свой опыт работы (официальные формулировки всех заданий и критерии оценки вы можете найти в Порядке проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» на сайте teacher-of-russia.ru/).

Главный научный сотрудник лаборатории инновационной педагогики НИИ столичного образования Московского городского педагогического университета Вера Александрова сразу настраивается с конкурсантами на одну волну: «Пути постижения опыта и пути передачи опыта — архисложная задача...» Выявить в своей деятельности инновацию, показать ее, доказать, что она есть, действительно непросто. Но эта работа очень нужная, и не только для сиюминутной задачи — конкурса «Учитель года», но и для совершенствования ежедневной школьной практики. «Создавая и внедряя инновацию, педагог выходит на иной уровень теоретического осмысления опыта, информационного обеспечения, научного осознания своей учебной дисциплины...» — убеждена Вера Геннадьевна. Однако нужно быть очень внимательным и не изобрести случайно «чайник с двумя носиками» — бесполезное новшество, которое никак не может быть инновацией. Ну а когда нашли «свою звездочку», надо передать ее другим, зажечь коллег. Наверное, это и есть главная идея этого этапа.

Ценные советы дал участникам всероссийского финала учитель года России-1992, учитель музыки московской Ломоносовской школы Артур Заруба. Ценные — потому что выношенные за многие годы собственных выступлений и наблюдений за учителями на конкурсах. «То, что вас просят приготовить, — штучный товар, — улыбается Артур Викторович, — а значит, вам нужно не просто рассказать о системе своей работы, но выделить два слова, которые определяют ваш подход». Конкурс «Учитель года России-2009» — инновационный, значит, нужно показать в своей деятельности новое, оригинальное. Само выступление разумно построить по законам драматургии: вступление, завязка, развитие противоречия, кульминация, финал. Артур Заруба предостерег от ошибок, которые бросаются в глаза:

1) не говорите обо всем, говорите о конкретной вещи;

2) представляйте свой опыт сдержанно, «рубаху рвать» не надо;

3) не читайте текст выступления — пользуйтесь карточками, тезисами;

4) не делайте в речи большие паузы слишком часто;

5) будьте органичны в своем предмете;

6) ходить во время выступления не обязательно;

7) нельзя выглядеть усталым, подготовьте несколько упражнений, которые помогут вам привести себя в чувство перед конкурсным заданием и даже во время выступления.

Этап «Учебное занятие» в начале семинара у многих конкурсантов вызывал если не шок, то «состояние осознанной некомпетентности», как сказала одна конкурсантка. Растерянность — «Я пока не вижу, что я должна делать» — сменилась оптимистичным: «Здесь нет ничего принципиально нового». Чтобы облегчить вхождение в метапредметность, помочь систематизировать уже имеющиеся знания, понять, на какой «полочке» суждено уместиться инновациям, зам. директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы Нина Громыко начала с определений: «Метапредметность — это особый тип интеграции традиционного учебного материала, интеграция выстраивается на деятельностных основаниях. Метапредметы — учебные предметы нового типа, которые предполагают работу с материалом одновременно нескольких учебных предметов. Метапредметные технологии — это педагогические способы работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся, которые используются при преподавании метапредметов и предметов традиционного цикла. Метапредметные знания — знания об универсальных способах, лежащих в основе интеграции разного предметного материала. Это основное содержание образовательного процесса. И, наконец, компетентности, развиваемые с помощью метапредметных технологий на метапредметах и на предметах традиционного учебного цикла, — это основной показатель результативности образовательного процесса.

При подготовке метапредметного занятия вас и нас будут интересовать интегративность и построение интегративного занятия».

Учителя — не автоматы. Конечно, конкурсантам важно было понять, зачем нужна метапредметность. На этот вопрос они получили исчерпывающий ответ. Зам. директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы Марина Половкова была весьма убедительна: «Если бы в школе была стопроцентная результативность, то вопроса о метапредметности не возникало бы... Метапредметность не выдумана Юрием Владимировичем Громыко. Это ответ нашей науки — как нам дальше работать с детьми, чтобы выполнить свою профессиональную задачу». Фактически учителям предлагается полидисциплинарность в противовес привычному жесткому делению на предметы, темы, четверти, классы.

На семинаре были представлены три фрагмента с использованием метапредметных технологий — на материале литературы, физики, математики. И сразу все стало проще и понятнее. И появилась мысль: «Пожалуй, я могу не хуже эту метапредметную тему повернуть... А то и лучше!»

«Классный час». Хороший преподаватель — половина успеха. Зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО Алла Шемшурина оказалась не только знатоком теории — этики, системы этического воспитания, главного метода этой системы — этического диалога, но и прекрасным практиком. Алла Ивановна рассказала, как организовать этот диалог. Очень важно правильно войти в проблему. И продолжать, не сбиваясь, строить логическую цепочку развития мысли. С помощью продуманных вопросов. Причем «требуется дисциплина от самого учителя. Иногда педагог сам задал вопрос, сам на него ответил, сам себя похвалил... Учитель задает вопрос и ждет ответа. Голос каждого ребенка слышен, голос каждого ребенка важен». Чтобы логическая цепочка не прерывалась, нужно мастерски владеть методами, приемами и средствами, особыми для каждого школьного возраста — младшеклассники, подростки, старшеклассники. Это игры, тесты, эксперименты, ситуации. Нужно уметь вернуть ребенка в тему, если он «заблудился». Сказать вежливо, но решительно: «То, о чем ты говоришь, интересно. Мы еще к этому вернемся». Кульминационный момент — ученик поворачивает вопрос на самого себя. Оказывается, это и его проблема, в которой он должен разобраться, сделать свой нравственный выбор. Финал — обычный или открытый. И, конечно, с начала до конца диалога должно сохраниться позитивное отношение к ученику.

Отработать диалог с коллегами захотели многие участники. Мини-выступления показали, что идеи есть и развернуть их даже без подготовки учителя вполне способны. Учитель физики из Ленинградской области Николай Егоркин поднял тему «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?». Он предложил подумать о том, как общаться с ребенком-инвалидом, о чем с ним говорить, чем ему помочь. «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?» — эту тему выбрал Беслан Беков, информатик из Ингушетии. Вопросы эти очень непростые, когда речь идет об обычае кровной мести... А Сергей Пикалов из Красноярского края просто взял и разобрал тему «Легко любить весь мир. Соседа полюбить сумей» на составные части и понятия. Ведь намного легче найти решение проблемы, когда все понимают, о чем говорят.

«Родительское собрание». «Педагогический совет». Жаль, что в рамках одной статьи невозможно подробно рассказать обо всех этапах первого тура. Но нельзя не отметить, как была интересна лекция зав. лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга РАО Витольда Ясвина. Он говорил не только о взаимодействии с родителями, но и вообще о профессиональных навыках педагогов. Запомнился один из тезисов: «Профессионализм определяется степенью владения мелочами. Мастерство общения — владение мелочами на уровне техники».

Конкурсантам было предложено два ролика с ситуациями. Подобные предстоит разбирать на конкурсе. Ролик «Девочка, не сдавшая ЕГЭ» вызывал горячие споры о самой сути работы учителя. Девочка всегда думала, что учится хорошо, учителя ее хвалили за доброту и трудолюбие, а придя на единый госэкзамен, выпускница поняла, что не знает элементарных вещей...

Во время «Педагогического совета» на конкурсе учителям предстоит представить свои проекты, созданные в группах. Искать единомышленников педагоги начали в первый же день, кажется, еще до заселения в гостиницу. Ирина Сажаева из Алтайского края призналась: «У нас уже группа сформировалась для создания проекта. Тему обсудили, теперь детали будем продумывать. У нас уже запланирована исследовательская часть... Группа для проекта сформировалась сама по себе, стихийно. Общались здесь, во время занятий, поняли, что люди симпатичные, можно с ними работать».

Второй тур

«Мастер-класс» . Кто может рассказать о мастер-классе лучше всех, показать его так, чтобы вдохновить? Конечно, участники конкурса «Учитель года России» разных лет. Филолог, лауреат «Учителя года России-2002» Ирина Добротина разбиралась в метапредметной теме «Хаос и порядок». Учитель года России-1993, преподаватель русского языка и литературы из Брянска, поэт Олег Парамонов не только рассказывал о своем опыте, о том, как он настраивает учеников на чтение литературы, но и читал свои стихи, которые «пеликаны» 2009 года слушали в полной тишине, завороженно. Порадовал мастер-классом учитель года России-2007 Дмитрий Гущин — с ним конкурсанты 2009 года решали задачи. А суперактуальные советы Дмитрия по оформлению своих документов, презентаций и сайтов учителя начали применять уже на следующий день после возвращения с семинара.

Одна из задач метапредметного подхода — понять, кто я в этом мире. Вопрос, который задает себе человек в любом возрасте... Во время мастер-класса учителя года России-1992 Артура Зарубы под названием «Не плыви по течению, не плыви против течения» мы подошли к ответу очень близко. Нам помог, во-первых, сам Артур Викторович, филигранно подготовивший аудиторию к познанию сложных философских вещей, во-вторых, композитор Альбиони и, в-третьих, автор удивительного анимационного фильма Гарри Бардин...

«Открытая дискуссия». Преподаватель Рязанского института развития образования Людмила Мостяева сразу поставила главные вопросы, на которые и ответила во время занятия: «Что такое открытая дискуссия?» и «Как в ней быть успешным?». Выяснилось, что открытой дискуссию делают формат, наличие жюри и аудитории, актуальность обсуждаемых тем. Успех приносит следование правилам:

1. Умейте задавать вопросы и отвечать на вопросы оппонентов.

2. Придерживайтесь критериев оценки.

3. Избегайте типичных ошибок.

Непростое дело — сформулировать тему дискуссии. В этом учителя убедились, когда стали предлагать свои темы и слушать шутливые, острые, иногда язвительные, но всегда очень четкие комментарии учителя года России-1994, словесника из Ярославля Михаила Нянковского. Вот что готовы хоть сегодня обсудить конкурсанты 2009 года:

Нормальный человек не может быть школьным учителем.

Обновление мира начинается в школе, а школа стареет.

Школьные учебники должны быть бесплатными.

«Круглый стол» образовательных политиков. Это последнее испытание, до которого осенью дойдут совсем немногие — пятерка лауреатов. Но разве не менее важно хорошо показать себя в финале? Ведь именно на этом этапе всего за один час решится — кто же он, учитель года России-2009? После занятия, которое провел главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, никакой «круглый стол» конкурсантам не страшен. Они знают, что очень важно прийти на обсуждение со своей позицией и донести ее до коллег. От настоящего ведущего надо ожидать провокации. Лучше всего выступать вторым или третьим. Важно говорить о путях решения проблемы. Не надо бояться диалога. Надо избегать длинных ассоциативных рядов, псевдонаучности, грубости. И не забывать приводить примеры!

Зачем нам это надо?

Конкурс «Учитель года» часто начинается с приказа директора: «Принять участие!». Настоящее осмысление «зачем мне этот конкурс нужен» наступает гораздо позже. Может быть, даже на этом семинаре перед финалом. Может быть, бессонной ночью с новыми друзьями, когда коллега-предметник дарит методический совет, ссылку на сайт, свежую идею... Может быть, в столичной гимназии №1530 «Школа Ломоносова», где пройдут основные конкурсные мероприятия и где конкурсантов уже во время семинара приняли как родных — рассказали о школе, показали кабинеты, утрясли расписание... Может быть, в последний день, во время веселого КВН или спокойного, в тишине осмысления семинара...  — Что вам дал семинар? — спросила я у преподавателя технологии Любови Якушевой из Республики Хакасия. — Психологический настрой в первую очередь. Оценка себя, переоценка, может быть. Повлияли яркие личности, которые выступали перед нами. Я не такая. Я больше технарь. Но думаю, что смогу выступить, не уронить честь региона... Спасибо организаторам, отличный семинар получился.  — Новые правила прояснились? — Прояснились. Собственно говоря, нам это уже знакомо. Раньше это называлось «межпредметные связи». Мы, учителя технологии, всегда связывали свой предмет с физикой, химией. Самое главное — чтобы ученики на уроках с жизнью соприкасались и видели глобально весь мир.

Осмысление продолжается и после семинара на форуме официального сайта конкурса «Учитель года России». Любовь Смольцаренко, математик из Хабаровского края, пишет: «Вот это концентрация позитива, энергии, эмоций! Все было удивительно органично, несмотря на загруженность. Откуда силы взялись? Думаю, командный дух и надежное плечо рядом тому причина. Многое еще впереди. Хочется, чтобы задор, оптимизм и трудолюбие нас не покинули на этом нелегком пути!» Ирина Фоменко, химик из Ставропольского края: «Берешься за клавиатуру и останавливаешься... Как передать все чувства, тобой овладевшие? Единственное, что понимаешь отчетливо, — это уже навсегда. Конкурс в твоей крови, душе, сердце...»

Осмысление будет продолжаться все это нелегкое трудовое лето. В переписке с коллегами, в чтении книг, которыми организаторы и лекторы снабдили конкурсантов. Наконец, в изучении «Учительской газеты», а особенно рубрики «Фундаментальные понятия», которое уже запланировано учителями. Людмила Смирнова, информатик из Вологодской области, размышляет: «Хочу полистать подшивку, наша школа выписывает вашу газету. Когда уезжала, начиналось новое полугодие, директор спрашивает: «Что выписывать?» Я ответила: «Учительскую газету».

До новой встречи, «пеликаны»!

Оксана РОДИОНОВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ
Лето 2009 г.
По материалам "Учительской газеты"
Просмотров: 1286 | Добавил: ГIAЛ | Рейтинг: 5.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]