Главная » 2009 » Август » 26 » Концепция педагогической деятельности ч.II
14:36
Концепция педагогической деятельности ч.II

Конечная цель формирование информационной культуры, развитие умений организации самостоятельной  учебной  и познавательной деятельности.  Это наглядно демонстрируется на рисунке, выполненном специалистами фонда ЮНИСЕФ. Две больших ветви этого дерева  - это «грамотность в области ИКТ» и  «информационная грамотность», а сам ствол содержит надпись «информационное мировоззрение».

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время

        При проведении анализа  результатов контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Проанализировав современные подходы к  данной проблеме, я  придерживаюсь следующей классификации. Это формы контроля по деятельности  и формы   контроля по функциям.

Формы контроля (по деятельности): урочные – традиционные (контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые), практические работы и лабораторные работы, тесты, самостоятельные задания, зачеты, самостоятельные работы \обучающие и контролирующие,  рефераты); внеурочные: конкурсные проекты, защита рефератов; урочные нетрадиционные: круглые столы, дидактические многофункциональные  игры.

Формы контроля (по функциям): констатирующие - отслеживание фактического усвоения материала; формирующие - констатация изменений (анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат); корректирующие - исправление или коррекция недостатков. 

        Анализируя деятельность по критериям  контроля и самоконтроля  образования,  я пришёл к выводу, что у детей недостаточно сформировано умение самостоятельно приобретать  знания.

Поэтому важная  задача  учителя развивать в задачах, имеющих единственно правильное решение . Когнитивное мышление –это когда ребёнок стремится к познавательной деятельности через рассмотрение информации о действительности.

 Обычно школьники используют ковергентный стиль –логическое, однонаправленное   мышление (линейное, одномерное). Это не позволяет осуществить правильное решение той или иной задачи ведь  такой стиль мышления предполагает жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями.  В школе в основном формируется именно ковергентное мышление, которое необходимо как начальная ступень в формировании интеллектуальных процессов. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между  явлениями, причинами и следствием.

В отличие от него дивергентное мышление  это творческое, альтернативное, отступающее от формальной логики   мышление, где допускается  несколько или множество ответов на один вопрос. Оно  также способствует развитию толерантности. Кроме того, дивергентность активизирует  способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

Формированию данного типа мышления  способствует   учебный курс «Информатика и ИКТ». Главная задача предмета научиться самостоятельно мыслить и  использовать компьютер в качестве  инструмента своей учебно-познавательной деятельности. Работать с информацией: хранить, обрабатывать, принимать и получать.

Именно поэтому ведущей идеей моей педагогической концепции является идея становления  и развития индивидуальности школьника.

Урокам свойственны непредвиденные ситуации, и профессиональное мастерство  учителя проверяется  на них самым строгим образом. Но сколько его надо, чтоб ученик  не чувствовал себя беспомощным  от неумения выполнить требования учителя, боязни получить двойку, чтобы учёба  не была нудным и скучным занятием.

Я рассматриваю ученика как равноправного участника учебной деятельности. Не тороплюсь выдать детям очередную порцию информации, отработать умения и навыки. Процесс обучения рассматривается мною не только  как следование за индивидуальностью ученика,  но и в   умении  сделать его соавтором построения и реализации   педагогического процесса.

Стараюсь, чтобы мои ученики отчетливо осознавали, что компьютер необходим для облегчения процесса мышления, выполнения рутинных, шаблонных действий и освобождения от них людей, что не следует соревноваться  с компьютером там, где он заведомо сильнее, - в скорости и точности вычислений, объеме памяти.  Что необходимо сделать чтобы не стать придатком машины? Человек должен делать то, что сегодня недоступно машине: самостоятельно создавать и оперировать пространственными образами, заниматься рефлексией, то есть мыслить и давать оценку своим психологическим действиям и поступкам.

«Познание начинается с удивления» (Аристотель)

Поэтому среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными с моей точки зрения являются:

-обучение в сотрудничестве» (cooperative learning),

-метод проектов

-личностно-ориентированное обучение

-интерактивное обучение

-индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

 и многие другие формы и методики работы.

Все эти  направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Такой подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

        Особое внимание уделяю методу проектов, т.к. считаю, что самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал.

 Время урока использую для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта учащихся, а также для презентации результатов проекта. Каждый учащийся, как показывает опыт, должен выполнить, или принимать участие в групповых проектах. Поэтому в разных возрастных группах учащимся предлагаю несколько вариантов организации работы над проектом: в рамках специального учебного модуля, в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, на уроке), в ходе работы детей над различными  мультимедийными  проектами.

С целью реализации творческих устремлений мною совместно с  учащимися  были организованы конкурсы «Творческая мастерская», «Мой взгляд»,  а также деловые игры «Суд над Windows» , «Современный офис», «Я бизнесмен».

Результатом совместной творческой работы (учитель, учащиеся) и  исследовательской деятельности является то, что  мои ученики реализуют себя в  различных  творческих проектах, конкурсах  как школьных, так и республиканских. 

Разработаны проекты:

1.     Джемалдин Яндиев- «Со ваьча»

2.     «Семейные ценности в произведении Л.Н. Толстого Война и мир»

3.     «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова»

4.     «История автомобиля»

5.     Хамча Патараз и его место в истории Ингушетии

и многие другие.

 

      Не менее эффективным является интерактивное обучение (от англ. inter act-взаимодействовать). Интерактивная деятельность  на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт в взаимопониманию,  взаимодействию,  к совместному решению общих , но значимых  для каждого ученика  задач. 

В ходе  диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Интерактивное обучение  одновременно решает несколько задач:

·        развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению  эмоциональных контактов между учащимся;

·        решает информационную задачу, поскольку обеспечивает  учащихся необходимой информацией, без которой невозможно  реализовать совместную деятельность;

·        развивает общеучебные  умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.)

·        обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению

Этот метод хорошо показал себя при освоении сложной темы «Вирусы и антивирусы». Ребята живо были вовлечены в диалог по современной актуальной теме.

В старших классах  учащиеся активны  на уроках-диспутах,  уроках-конференциях, но и они любят поиграть, разгадывать кроссворды и самостоятельно составлять их,  с  интересом  программируют  в игровой средах «ЛОГО» и «АЛГОРИТМИКА».

От того, как ученик может применять полученные  знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее, его  самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Любая деятельность учащихся  оценивается, как фактор успешности и  продуктивности. Формы контроля  я определяю как  мониторинг, а также осуществление валидного подхода к знаниям и умениям учащихся.

Это: 

  • оценка - проверка (в этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются и принимаются как государственные стандарты);
  • оценка - механизм диалога и саморазвития (при таком подходе, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса – учителя, ученики).

        При этом при  любых формах мониторинга за качеством образования на первый план выступают два момента: диагностика и коррекция на её основе.

            Конечная цель, которую я ставлю перед собой, - это воспитание всесторонне развитой личности, качественное обучение детей. Качественное обучение реализуется в сочетании с личностно-ориентированным подходом. Этот подход позволяет мне увидеть ученика во всём его своеобразии  характера и способностей.

            Важным элементом моего урока является интеграция. Это  связь информатики  с  историей, английским, географией, правом, ингушским языком, которая осуществляется проведением интегрированных уроков, подбором соответствующих заданий.

Например, ребята охотно выполняли задание в MS WORD,  где нужно было написать стихотворение великого ингушского поэта Джемалдина Яндиева, ранее озвученное мной  на трёх языках: ингушском, русском и английском, а затем в программе MS Paint создавали рисунок, на котором изображалась башня и наши горы. Соединялось это всё при помощи  буфера обмена.

            Главная цель при этом вызвать у учащихся интерес к собственной истории, культуре  и традициям, ведь  как сказал Л.Н.  Гумилёв 

«Главная святыня народа его – прошлое, предки».

Категория: Статьи | Просмотров: 684 | Добавил: admin_lida | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]