Главная » 2009 » Август » 26

Как составить портфолио учителя

В педагогической деятельности  современного российского учителя встречаются разные моменты. Один из самых приятных, интересных этапов   творческой деятельности - это участие в  профессиональных  конкурсах, что  позволяет показать себя с лучшей стороны  и выявить свои творческие  способности.

Среди них можно отметить следующие:  «Лидер образования», «Самый классный классный», «Панорама методических идей» , «Учитель года» и премия лучшим учителям РФ, учреждённая в рамках ПНП «Образование».

Самым престижным является, конечно же, конкурс «Учитель года». Хотя на сегодняшний день многие учителя стремятся выйти на «Грант» (то есть получить премию Президента РФ)

Государственная поддержка лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» была учреждена Президентом России с целью стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей.

Ежегодно ко Дню учителя 10 тыс. преподавателей общеобразовательных учреждений РФ за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования будут получать денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. каждому педагогу. Вручается  премия с 2006 года. И это хорошее подспорье для творчески работающего педагога.

            Каждый учитель, который участвует в профессиональных конкурсах должен заявить о себе с самой лучшей стороны, причём это нужно сделать в электронном виде и представить на бумажном носителе. Составляется конкурсный материал, который иначе  называют «портфолио». Обычно для этого используется папка типа «корона» (с защёлками)  и пластиковые файлы. Материал необходимо красочно и правильно оформить,  в нём указываются все педагогические инновации, достижения, статьи,  личные данные участника  и мн. др.

С целью помощи и поддержки учителей республики мною была  подготовлена данная публикация, которая, поможет коллегам в подготовке портфолио. Мне думается, что это послужит своеобразной подсказкой для педагогов Республики Ингушетия.

Выражаю огромную благодарность  работникам Московского центра повышения квалификации работников образования МО РФ, которые предоставили интересные и ценные материалы на курсах, прошедших летом 2008 года в с. Джейрах.

Категория: Статьи | Просмотров: 899 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

          Современные реалии выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое неоднозначно. Так, в исследованиях ученых понятие «информационная компетентность» трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [2]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3]; особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности

Проанализировав трактовки указанной дефиниции, выделим основное содержательный аспект  информационной компетентности учителя:

·         знание особенностей информационных потоков в своей предметной области;

·         владение основами аналитико-синтетической переработки информации;

·         освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;

·         владение конкретными навыками по использованию технических средств в образовательном процессе и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в моделировании образовательного процесса, в преобразовании учебной информации, прослеживании учебных продвижений учащихся, в разработке новых технологий обучения и предметных методик. Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты (диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках и т.п.). Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Культурологический подход к формированию личности учителя напрямую связан с информационной компетентностью. Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские системы, методики, технологии [1].

Исходя из социального заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель информатики обладает информационной культурой, если он:

·         умеет организовать поиск образовательной информации по информатике на автономном компьютере и в сети Интернет;

... Читать дальше »

Категория: Статьи | Просмотров: 1283 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

Семья - это та первичная среда,

где человек должен учиться

творить добро

В.А. Сухомлинский

Семья-это общество в миниатюре от целостности

 которого зависит безопасность

всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

  

Добрый день!

Уважаемые друзья, педагогика 21 века не может оставаться в традиционных  рамках  когнитивно-информационного поля.  Но выходя из неё  она неизбежно столкнётся  с грандиозной проблемой культурного синтеза.  И поэтому   на современном этапе перед нами стоит неимоверно трудная задача  восстановления  прерванной  со времён Платона философско-прикладной педагогической традиции. Мощная инерция  заданная ещё со времён  Аристотеля, многократно усиленная позитивизмом  и рационализмом, которая определяет  направление  педагогики на формирование личности  ребёнка.

Итак, цель образования передать следующим  поколениям ценности культуры и научить их  жить  в быстро изменяющемся мире.

Основанием и сердцевиной ядра культурно-исторической педагогики её сущностью  и одновременно  важнейшим условием является  духовная свобода личности.

Школа – это малое государство в большом государстве. Она отражает  процессы, происходящие  в  общественном сознании.

Герберт Спенсер английский  учёный основоположник позитивизма  считал, что образование  нужно для  достижения  человеком  полной жизни, и, что воспитание должно быть повторением цивилизации в миниатюре.

В течение многих веков  люди связанные  со сферой образования, обдумывали содержание  образования и воспитания. Какой должна быть школа? Каким должно быть идеальное образование? 
Статья  и презентация доступны по ссылке:
Категория: Статьи | Просмотров: 792 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

Жизнь -для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного  факела,  который попал ко мне в руки  на мгновение, и я хочу  заставить  его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

                                                                                                          Бернард Шоу (демонстрируется в виде презентации на экране, но не озвучивается вслух)

1.     Вступительная речь за сценой

Уважаемые друзья!

Сегодня мы с Вами стоим перед реальностью, разрушающей  общественные  ценности  и устои.  Мы вступили в новое тысячелетие, определяющее свои критерии и основы.

К , сожалению, утрачивается одна из прекраснейших возможностей  человека жить с  достоинством.

Новое время. Время открытий и свершений. Век цифровых технологий не только освободил людей от громоздких вычислений, не только дал автоматизацию большинству процессов, но и принёс в жизнь людей некоторые проблемы и заботы.

Как и любой из живых организмов, компьютер может действовать некорректно, неправильно, а может быть слаженным, управляемым созидающим объектом. Но всё это зависит от того кто им управляет

Пауза (ученики выходят на сцену)

Добрый день уважаемые друзья!

Ребята мы собрались на симпозиуме представителей основных компаний производителей антивирусного ПО.

Сегодня мы находимся в экспериментальной лаборатории VIRUS.NET, чтобы вместе поговорить о путях выхода из ситуации сложившейся в современном мире.
Весь урок можно скачать по ссылке с форума
Категория: Открытые уроки, классные часы и иные мероприятия | Просмотров: 658 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

  В период  сложных экономических  и социальных процессов происходящих в нашей стране, связанных  с переоценкой  сложившихся  ценностей, к сожалению,  самоидентификация ребёнка в  существующую  реальность претерпевает большие  сложности и барьеры. 

Учитывая, что в  нашей школе, как и во многих других ОУ  нашей республики  много детей с девиантным поведением, из сложных семей, детей-беженцев из РСО-А и ЧР. Педагогический  опыт показывает, что усвоение учебного материала учениками крайне усложняется по многим причинам. Назову некоторые из них,  в первую очередь:  слабый словарный запас, неумение  ориентироваться  в первоисточниках и  самостоятельно обретать знания.

Во – вторых  наличие явно выраженной агрессии как источника самовыражения и самоутверждения.

 Преодолеть эти препятствия мне  помогает  методика 3-х этапов обучения

 

1.     Преодоление отсутствия массы- с помощью имеющихся в наличии ТСО и источников (медиапроектор, интернет, И-доска, компьютер) я создаю представление об изучаемом предмете.

2.     Принцип постепенности - несомненно, обязательный принцип в дидактике. Нарушение данного принципа вызывает у учащихся  неверие в собственные силы. Необходимо идти от простого понятия  к сложному, от частного к общему, шаг за шагом  усложняя задачу, то есть применять давно известный метод дедукции.

3.     Принцип непонятного слова - суть его проста не пропускать ни одного непонятного слова  в изучаемом материале, выписывать  непонятные слова  в особый словарь «сборника терминов информатики». Таким образом, достигается особая цель,  учитель добивается  от учащихся понимания изучаемого материала, а не простого зазубривания.

Уважаемые друзья!   ... Читать дальше »

Категория: Статьи | Просмотров: 602 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

Конечная цель формирование информационной культуры, развитие умений организации самостоятельной  учебной  и познавательной деятельности.  Это наглядно демонстрируется на рисунке, выполненном специалистами фонда ЮНИСЕФ. Две больших ветви этого дерева  - это «грамотность в области ИКТ» и  «информационная грамотность», а сам ствол содержит надпись «информационное мировоззрение».

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время

        При проведении анализа  результатов контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Проанализировав современные подходы к  данной проблеме, я  придерживаюсь следующей классификации. Это формы контроля по деятельности  и формы   контроля по функциям.

Формы контроля (по деятельности): урочные – традиционные (контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые), практические работы и лабораторные работы, тесты, самостоятельные задания, зачеты, самостоятельные работы \обучающие и контролирующие,  рефераты); внеурочные: конкурсные проекты, защита рефератов; урочные нетрадиционные: круглые столы, дидактические многофункциональные  игры.

Формы контроля (по функциям): констатирующие - отслеживание фактического усвоения материала; формирующие - констатация изменений (анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат); корректирующие - исправление или коррекция недостатков. 

        Анализируя деятельность по критериям  контроля и самоконтроля  образования,  я пришёл к выводу, что у детей недостаточно сформировано умение самостоятельно приобретать  знания.

Поэтому важная  задача  учителя развивать в задачах, имеющих единственно правильное решение . Когнитивное мышление –это когда ребёнок стремится к познавательной деятельности через рассмотрение информации о действительности.

 Обычно школьники используют ковергентный стиль –логическое, однонаправленное   мышление (линейное, одномерное). Это не позволяет осуществить правильное решение той или иной задачи ведь  такой стиль мышления предполагает жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями.  В школе в основном формируется именно ковергентное мышление, которое необход ... Читать дальше »

Категория: Статьи | Просмотров: 811 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

Концепция педагогической деятельности

учителя

информатики и икт

 

  

Добрый день уважаемое жюри, коллеги и гости в зале!

«ДЕЛО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО…, ОКОНЧЕННОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВО НЕДОСТИЖИМЫ, - А РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЕСКОНЕЧНЫ»

Слова  великого классика русской литературы  Л.Н. Толстого как никогда лучше отражают нужное направление работы педагога и его  можно считать аксиомой для любого учителя. Лично для меня они являются таковыми.

Реалии нашего времени выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Итак,  широкий процесс  поликультурного подхода, происходящий во всех сферах  социализации  общественной деятельности,  неизменно отражается  и на содержании  современного школьного образования.

«Что вы не понимаете, то не принадлежит вам» И.В.  Гёте

Исходя из социального  заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель информатики и ИКТ на современном этапе обязан:

  • уметь организовать поиск образовательной информации по информатике на автономном компьютере и в сети Интернет;
  • уметь работать с отобранной для учебного процесса по информатике информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;
  • владеть информацией о выпускаемых ведущими компаниями и рекомендованные МО РФ пакеты обучающих программ, электронных учебниках и библиотеках электронных наглядных пособий  по учебному предмету "информатика" и иметь представление об эффективности  применения их в учебном процессе;
  • знать, как  использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;
  • уметь выбирать наиболее оптимальную программную среду для ... Читать дальше »
Категория: Статьи | Просмотров: 594 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0

Тема урока: Табличный процессор MS EXCEL

Ввод данных  и формул в ячейки

 

Тип урока: Систематизация и формирования новых учебных знаний умений и навыков

Цели урока:

Познавательные: актуализация и повторение сведений  по теме «Табличный процессор MS EXCEL», осмысление и усвоение принципов создания вычисляемых таблиц, формирование умений и навыков  работы с данной  программой.
Развивающие: формирование умений использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для проведения различного рода расчётов, бухгалтерской отчётности, ведомостей и др.; развитие мыслительных приемов деятельности при анализе, синтезе и структурировании материала.
Воспитательные: формирование коммуникационной культуры ученика, воспитание толерантности, развитие навыков ролевого взаимодействия.

 Методы работы: репродуктно-продуктивный, проблемный, исследовательский, дедуктивный, индуктивный

 Технологии применяемые в ходе урока:

а)Проектная технология

б)Интерактивное обучение

в)Обучение в сотрудничестве на основе личностно ориентированного обучения

и др.

Ср-ва обучения: компьютер, проектор, опорные конспекты учеников, конспект урока.

План урока:

I.                   Сообщение темы и постановка целей урока.

II.                Актуализация знаний учащихся (беседа по теме)

III.             Демонстрация с объяснением

... Читать дальше »

Категория: Открытые уроки, классные часы и иные мероприятия | Просмотров: 1893 | Добавил: admin_lida | Дата: 26.08.2009 | Рейтинг: 0.0/0