16:11 Информационная культура учителя информатики и ИКТ |
Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое неоднозначно. Так, в исследованиях ученых понятие «информационная компетентность» трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [2]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3]; особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности Проанализировав трактовки указанной дефиниции, выделим основное содержательный аспект информационной компетентности учителя: · знание особенностей информационных потоков в своей предметной области; · владение основами аналитико-синтетической переработки информации; · освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; · владение конкретными навыками по использованию технических средств в образовательном процессе и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации. Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в моделировании образовательного процесса, в преобразовании учебной информации, прослеживании учебных продвижений учащихся, в разработке новых технологий обучения и предметных методик. Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты (диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках и т.п.). Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности. Культурологический подход к формированию личности учителя напрямую связан с информационной компетентностью. Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские системы, методики, технологии [1]. Исходя из социального заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель информатики обладает информационной культурой, если он: · умеет организовать поиск образовательной информации по информатике на автономном компьютере и в сети Интернет; · умеет работать с отобранной для учебного процесса по информатике информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся; · владеет информацией о выпускаемых ведущими компаниями и рекомендованные МО РФ пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учебному предмету "информатика" и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе; · знает, как использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам; · умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач; · способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства. · Осуществляет информационную поддержку своих коллег и внедряет новые ТСО и программы Специфика требований, предъявляемых к учителю информатики, связана с тем, что именно от него зависит формирование и развитие информационной культуры учащихся. Знания и умения, передаваемые учителем, который сам является читателем и распространителем нового знания, всегда конкретны и приближены к условиям деятельности учащихся. Они излагаются с позиций и на языке пользователя, а не производителя информационных услуг. Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. В профессиограмме деятельности учителя наряду с психолого-педагогическими знаниями и специальными знаниями своего предмета, отражены профессионально значимые свойства и личностные характеристики учителя, В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее. Стремление: · интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе; · потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; · профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе. Личностные качества: · активность (профессиональная мобильность); · ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности; · согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий; · уверенность в правильности принятия нестандартных решений. Позиция · отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению; · стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов; · утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.
|
|