Главная » 2009 » Август » 26 » Информационная культура учителя информатики и ИКТ
16:11
Информационная культура учителя информатики и ИКТ

          Современные реалии выдвигают компетентностный подход к профессиональной подготовке в мировом педагогическом сообществе. Компетентность – интегральное проявление качеств личности педагога, отражающее уровень профессиональной и общей культуры, опыта педагогической деятельности и творчества. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое неоднозначно. Так, в исследованиях ученых понятие «информационная компетентность» трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [2]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3]; особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности

Проанализировав трактовки указанной дефиниции, выделим основное содержательный аспект  информационной компетентности учителя:

·         знание особенностей информационных потоков в своей предметной области;

·         владение основами аналитико-синтетической переработки информации;

·         освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;

·         владение конкретными навыками по использованию технических средств в образовательном процессе и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в моделировании образовательного процесса, в преобразовании учебной информации, прослеживании учебных продвижений учащихся, в разработке новых технологий обучения и предметных методик. Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты (диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках и т.п.). Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Культурологический подход к формированию личности учителя напрямую связан с информационной компетентностью. Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские системы, методики, технологии [1].

Исходя из социального заказа и современных условий развития информационного общества, охарактеризованных выше, можно констатировать тот факт, что учитель информатики обладает информационной культурой, если он:

·         умеет организовать поиск образовательной информации по информатике на автономном компьютере и в сети Интернет;

·         умеет работать с отобранной для учебного процесса по информатике информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;

·         владеет информацией о выпускаемых ведущими компаниями и рекомендованные МО РФ пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий  по учебному предмету "информатика" и имеет представление об эффективности  применения их в учебном процессе;

·         знает, как  использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении другим дисциплинам;

·         умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;

·         способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.

·         Осуществляет информационную поддержку своих коллег и внедряет новые ТСО и программы

Специфика требований, предъявляемых к учителю информатики, связана с тем, что именно от него зависит формирование и развитие информационной культуры учащихся. Знания и умения, передаваемые учителем, который сам является читателем и распространителем нового знания, всегда конкретны и приближены к условиям деятельности учащихся. Они излагаются с позиций и на языке пользователя, а не производителя информационных услуг.

Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В профессиограмме деятельности учителя наряду с психолого-педагогическими знаниями и специальными знаниями своего предмета, отражены профессионально значимые свойства и личностные характеристики учителя,

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

К ним относится следующее.

Стремление:

·         интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;

·         потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;

·         профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

·         активность (профессиональная мобильность);

·         ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;

·         согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;

·         уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция

·         отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;

·         стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;

·         утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.
 

 

Категория: Статьи | Просмотров: 1121 | Добавил: admin_lida | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]